Суббота, 11 марта, навсегда запомнится рыбакам камчатского СРТМ «Диамант», принадлежавшего ООО «Морской горизонт». Новенький траулер, построенный в 2002 году в Нидерландах, оснащенный самым современным оборудованием, утром того дня принял в Охотском море снабжение с теплохода «Илья Мечников» и отправился в район промысла. Но к работе не приступил – затонул, столкнувшись с льдиной.

Как свидетельствует в своем рапорте капитан «Диаманта» В.В.Пономарев, по мере продвижения на запад лед становился все более толстым, начали встречаться ледовые перемычки и небольшие ледовые поля, которые затрудняли ход. Капитан решил изменить курс траулера и пройти через другой район, поскольку там просматривались участки чистой воды.

Проходов было достаточно. Лед, по данным расследования ГА ПМРП, был сплоченностью 8-9 баллов, толщиной 70-100 см, а молодой серо-белый - до 30 см. «Диамант» пошел курсом на север со скоростью 11,6 узла. Ручное управление им осуществлял сам капитан. Старший помощник капитана А.Ю.Катаев исполнял обязанности вахтенного помощника и вел наблюдение за окружающей обстановкой. Хотя экипаж был укомплектован полностью, и в сложной ледовой обстановке можно было выставить как матроса-впередсмотрящего, так и матроса-рулевого, этого сделано не было. В 18 часов на ходовую вахту заступил 2-й помощник капитана А.В.Петранковский. Вместо выполнения своих обязанностей вахтенного он встал за ручное управление рулем. Капитан покинул мостик, так и не вызвав ни рулевого, ни впередсмотрящего. «Диамант» продолжал идти на север, снизив скорость до 6,5 узла, держась чистой воды. Видимость была хорошей. Стоящие на мостике заметили большую льдину по левому борту, но посчитали, что удастся без проблем пройти мимо нее (видимой опасности она не представляла, подводной ее части видно не было). При этом они совершенно не учли ни скорости движения судна, ни дрейфа льда под воздействием течения и зыби.

«Диамант» на скорости более 5 узлов сблизился с льдиной. Ее неожиданно волной набросило на судно. От удара траулер дернулся вправо, одновременно накренившись на левый борт. После удара 3-й механик А.А.Помелов вышел из ЦПУ и стал делать обход машинного отделения. Со стороны левого борта он увидел хлеставшую в пробоину воду, которая шла сплошным потоком. Удар пришелся в район переборки между машинным и трюмным отделениями. Поэтому меры по аварийной откачке воды и герметизации траулера не помогли остановить воду. Капитан принял решение спрямить крен циркуляцией судна через левый борт. Но в машинное отделение продолжала поступать вода, остановился главный двигатель, а крен увеличивался.

Осознав, что судно уже не спасти, А.Пономарев приказал экипажу покинуть терпящий бедствие СРТМ. Но в отличие от «Титаника» все обошлось без жертв. Как говорят спасшиеся рыбаки, экипаж был обучен действиям по всем видам тревог и покидал траулер без паники. Каждый знал, что надо делать, и выполнил свою работу. За считанные минуты, когда тонуло судно, морякам удалось послать сигнал бедствия, надеть гидротермокостюмы и спустить спасательные плоты и шлюпку. Убедившись, что на траулере никого не осталось, капитан последним покинул борт «Диаманта», стремительно погружавшегося в пучину. Заваливаясь на левый борт, он затонул почти вертикально кормой вниз, унеся на глубину 150 метров 273 тонны готовой рыбопродукции и 190 тонн дизельного топлива.

Не удалось спасти и судовые документы. Они были сложены в пакет и переданы одному из членов экипажа, но так и не были найдены после спасения моряков (возможно, пакет остался в одном из спасательных плотов, который при попытке поднять его на борт одного из судов, пришедших на помощь, оборвался и остался плавать в Охотском море).

Находившийся неподалеку СРТМ «Арктик Лидер» в это время вел промысел, выбирая трал. Услышав призыв о помощи, он прервал работу и отправился полным ходом к месту бедствия. То же сделал и СРТМ «Гранит». Все члены экипажа, инспектор КГМИ и японский наблюдатель-технолог были спасены. Ни один из них не получил травм и обморожений. Людей обогрели, переодели и разместили по каютам.

По заключению комиссии ГА ПМРП, причиной кораблекрушения стали неоправданный риск - пренебрежение усилением вахты в сложных условиях плавания, нарушение практики плавания во льдах. Лицом, причастным к аварийной ситуации, назван капитан В.В.Пономарев, не принявший мер по безопасности плавания судна во льдах и не обеспечивший надлежащую организацию ходовых вахт на мостике.

Виноват и старпом А.Ю.Катаев, не обеспечивший достаточный состав ходовой вахты на мостике, а также не принявший мер для обеспечения безопасности судна – он не уменьшил скорость и не использовал маневра для уклонения от льдины.

По результатам проверки Камчатской транспортной прокуратурой, которой было передано заключение ГА ПМРП, внесено представление руководству компании «Морской горизонт» о незамедлительном принятии мер по устранению причин и условий нарушения законодательства о безопасности мореплавания и о привлечении лиц, допустивших их, к дисциплинарной ответственности.

Гибель СРТМ «Диамант» - один из редких случаев, когда экипаж оказался полностью спасен. Произошло это, говорит начальник ГА ПМРП-капитан порта В.А.Железняков, из-за грамотных действий людей. Этому способствовала налаженная система подготовки на берегу личного состава к действиям в экстремальных ситуациях. Навыки, полученные в учебных центрах по одеванию гидрокостюмов и использованию спасательных плотов, сказались в море, что позволило спасти человеческие жизни. Благодаря этому на Аллее флота в областном центре не появилась черная доска с названием судна и списком погибших.

Максим ТРУШ.

Автор благодарит транспортного прокурора Михаила Семахина за предоставленные сведения об аварии.http://sd.uploads.ru/t/EsWl4.jpg
http://sd.uploads.ru/t/weV4B.jpg